Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [4]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 04.05.2024, 03:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Глазунова Людмила АлексеевнаСайт преподавателя экономических дисциплин
Тольяттинского политехнического техникума
Глазуновой Людмилы Алексеевны
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Инновационная деятельность преподавателя при реализации программ стандартов третьего поколения

Задача соответствия образования современным социально-экономическим реалиям требует от него существенного обновления содержания, технологий, принципов организации образовательного процесса. Образовательные учреждения, реализующие стандарты третьего поколения,  находятся на новом этапе развития, когда количественное накопление ресурсов позволяет выходить на обновленные качественные результаты.

Это обусловлено особенностью современного мира, вступившего в эпоху, когда большая часть экономического богатства создается вне средств материального производства, когда многократно увеличивается значимость интеллектуального труда, а экономика знаний становится важнейшей отраслью народного хозяйства. В связи с этим многие экономически развитые страны в национальные доктрины и программы устойчивого и безопасного развития включают как одно из стратегических направлений инновационное развитие национальных системы образования. Сегодня России жизненно необходима система образования, позволяющая адекватно встретить эти вызовы цивилизации XXI века.

В этих условиях перед преподавателем встает вопрос, что представляет собой инновационная деятельность и как она может быть использована в образовательном процессе при реализации стандартов третьего поколения. Попробуем разобраться в данном вопросе.

Термин «инновация» происходит от английского слова «innovation», что в переводе означает «введение новаций».

Инновация - это новое, призванное обеспечить постепенное развитие, усовершенствование системы, переход ее в качественно новое состояние в условиях кризиса. Инновации не сводятся к отрицанию старого, общепринятого, консервативного, предполагая целенаправленный характер нововведений и их ориентацию на стабильность.

Инновации в образовании это использование новых, повышающих эффективность способов, средств подачи информации, обучения самостоятельному поиску нужной информации, проверке ее адекватности, повышения интереса студентов к новому материалу, контроля за усвоением информации и в конечном итоге повышению качества университетского образования.

Но традиционная педагогическая система, сложившаяся за долгие годы, не может быть реорганизована единовременно по всем параметрам. Требование постепенности - одно из категоричных условий успешности нововведений в образовательной сфере.

Рассмотрим основные взгляды на использование инновационной деятельности в образовании.

Евгения Васильевна Кирдяшова, доцент кафедры педагогики [4] отмечает следующее. Если оценивать инновационную деятельность с точки зрения введения нового в цели, содержание, методы, формы обучения и воспитания в вузе, то инновации, безусловно, присутствуют в учебном процессе университета. Однако возникает проблема интерпретации понятий "инновации”, "новое”. Для одного педагога какой-либо подход действительно представляется новым, потому что он об этом никогда не слышал (но ведь если не слышал, это еще не значит, что это не используется коллегами), а для другого это совсем не новое, он давно практикует это, читал в литературе. То же можно отнести и к критериям инновационности (новизне, оптимальности, результативности, творческом применении). Поэтому об инновационной деятельности в образовании можно говорить лишь в отношении компьютерных, биологических, строительных и др. технологий.

Татьяна Михайловна Дадаева, профессор кафедры социологии [4] считает, что инновации в образовании предполагают, во-первых, использование новых информационных технологий, интерактивных методов обучения. Во-вторых, балльно-рейтинговую систему оценивания. Интерактивные методы призваны больше вовлекать студентов в процесс обучения, в том числе в качестве со-преподавателей. На своих занятиях я заранее предлагаю студентам конспекты лекций, что позволяет им быть равноправными участниками, а не пассивными слушателями, компетентно обсуждать материал. Конечно, интерактивные методы требуют высокого уровня подготовки студентов.

Михаил Булычев, студент 3 курса ИМЭ [4] характеризует само понятие "инновационная деятельность” как многоплановое. Прежде всего, это внедрение каких-либо нововведений. Инновации могут коснуться любых сфер деятельности; в плане обучения – это и система оценивания знаний студентов, и какие-либо новшества в преподавании знаний. Если говорить об инновационной деятельности в образовании в целом – это все меры по реформированию, улучшению системы образования.

Нелли Альбертовна Атыкян, доцент кафедры биотехнологии, зам.декана по учебной работебиологического факультета [4] считает, что инновации в образовании связаны с внедрением новых форм в образовательный процесс. Например, проведение специфических деловых игр – разработка проектов по организации производства какого-либо биотехнологического продукта или проектов по очистке сточных вод конкретного предприятия.

Владимир Павлович Селяев, член-корреспондент РААСН, профессор, зав. кафедрой строительных конструкций [4] указывает, что инновации в образовании – это нововведения в образовании. Само понятие "образование” – очень сложное, многогранное, состоящее из понятий "система образования”, "методика преподавания”, "объем преподаваемой и получаемой информации” и др. Система образования должна быть консервативной, по крайней мере, не меняться быстро, а методики преподавания должны быть инновационными, знания, даваемые студентам, необходимо постоянно обновлять. Преподавание в рамках нашей специальности строится на основе научных исследований (инновационных по определению), проводимых ведущими специалистами, аспирантами, докторантами, студентами.

Андрей Анатольевич Сычев, профессор кафедры философии для гуманитарных факультетов [4] считает, что инновационность в образовательной деятельности предполагает переход в системе "учитель-студент” к активности обучаемого. Акцент здесь должен быть сделан не на саму информацию, а на умение выделения релевантной, адекватной информации, критическое отношение к ней и умение использовать ее в профессиональной деятельности. В плане методики – это переход от монолога лекционных курсов к занятиям с постоянной обратной связью, в том числе исследовательского, игрового характера. Здесь возможна и обратная крайность – утрата фундаментальности в активных методах обучения, ориентированных в большей степени на повышение интереса к предмету. Говоря об инновационности, следует подразумевать, что "сработать” подобные методики смогут только в том случае, если имеется заинтересованность студента в знаниях, есть готовность посвятить большое количество внеаудиторного времени самостоятельной работе, обеспечив фундамент для инновационности. Без развитой культуры самообразования любая инновационная деятельность вырождается в бесцельную самодеятельность.

Таким образом, реализация стандартов третьего поколения требует от преподавателя осуществления инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании - это не только внесение нового, но и изменение, совершенствование и улучшение существующего. Главное отличие инновационного образовательного учреждения от традиционного состоит в создании условий для развития всего потенциала личности, чтобы быть готовым к любому, даже непредвиденному будущему, и способной адаптироваться к новым ситуациям.

Инновация как категория вошла в педагогическую науку относительно недавно. Изначально развиваясь как междисциплинарная сфера исследований, к концу 70-х гг. XX века инноватика интегрировала с теорией управления, социологией, экономикой, философией, психологией и педагогикой.

Существует достаточно большое количество определений термина «педагогическая инновация», однако общепринятого, устойчивого представления и определения инноваций в образовании не сложилось, так как существует разрыв между системами научного знания об инновациях и образовательной практикой. Инновации всегда носят деятельностный характер, поскольку изначально направлены на изменение существующей системы. Любая деятельность, в том числе и инновационная, направлена на создание нового продукта. В определении педагогической инновации, следовательно, должна быть фиксация не только практической направленности, но и материального продукта как конечного результат инновационной деятельности.

Педагогические инновации – это актуально значимые, практико-ориентированные новообразования, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, и позитивно влияющие на развитие образования.

Существует классификация педагогических инноваций, в основе которой заложены: масштаб использования, источник возникновения, характер вносимых изменений, виды деятельности.

1. По масштабу использования выделяют единичные (например, в рамках одного предмета) и диффузные (например, в профиле, объединяющем несколько предметных дисциплин) инновации.

2. По источнику возникновения педагогические инновации бывают внешними (когда инновационная идея возникла за пределами образовательной системы) и внутренними (когда инновации разрабатываются внутри образовательной системы).

3. По характеру вносимых изменений различают локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов образовательной системы), модульные (взаимосвязанные группы несколько локальных педагогических инноваций), системные (предполагают полную реконструкцию образовательной системы как целого) инновации.

4. По видам деятельности педагогические инновации делятся на содержательные, обеспечивающие содержательный аспект педагогического процесса (новые учебные программы, методики, технологии) и управленческие, направленные на создание новых организационных структур (научно-методический совет, кафедры, информационно-аналитический центр и др.) и должностных единиц (заместитель директора по научно-методической работе, координатор по профильному обучению учащихся, коммерческий директор и пр.).

Таким образом, степень актуализации нововведения в воспитательно-образовательном процессе зависит не только от его значимости, но и от состояния «готовности» образовательной среды воспринять, разработать и адаптировать это нововведение. В значительной мере степень готовности определяется умением преподавателей  осуществлять инновационную деятельность, основанную на осознании ценности инновационных процессов в образовании, закрепленную в знаниях и умениях, и направленную на создание и реализацию новшеств в воспитательно-образовательном процессе. Инновационная деятельность преподавателя позволяет ему реализовать требования стандартов третьего поколения. Создание новшеств неразрывно связано с интеллектуальным совершенствованием личности преподавателя, его способностей осуществлять поиск необходимой информации, ее креативную переработку, на этой основе структурировать новые знания и реализовывать их в своей педагогической практике. Инновационная деятельность преподавателя при этом становится важнейшим фактором, способствующим реализации стандартов третьего поколения.

 

Список литературы

1.    Абасов, З. Подготовка учителей к работе в инновационной среде [Текст] / З.Абасов // Высшее образование в России. - 2003. - №10. - С.18-22.

2.    Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-метод. пособие [Текст] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. - М.: Школьная б-ка, 2002. - 288 с.

3.    Данильчук, Е. В. Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога [Текст] / Е. В. Данильчук // Педагогика. – 2003. - №1. – С. 65-73.

4.    Что означает понятие "инновационная деятельность” в образовании? [Электронный ресурс] Режим доступа: http://disput.mrsu.ru/art/8/?

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Мила (09.01.2013)
Просмотров: 2138 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024